Новая архитектура энергетики

Новая архитектура энергетики

Вся работа по развитию рынка строится вокруг дорожной карты Энерджинет. Дорожная карта — это план мероприятий по развитию технологий, продуктов и услуг, которые помогут российским компаниям выиграть конкуренцию на новом рынке. Еще одна дорожная карта — нормативная — направлена на устранение барьеров и совершенствование законодательства в выбранной области. Разработала эти дорожные карты рабочая группа Энерджинет, которая теперь отвечает за ее реализацию. В состав рабочей группы входят представители госведомств, науки и крупного бизнеса. Например, компаний «Т-Система», «Разумные электрические сети», «Росатом», «Россети», «Русгидро» и других.

2019 год стал годом запуска комплексных пилотных проектов рынка Энерджинет. Всего их шесть, и их особенность в том, что каждый такой проект нацелен на работу с конкретной проблемой в сфере энергоснабжения и на апробацию комплексных решений, включающих в себя технологические, деятельностные, экономические, организационные и регуляторные аспекты. Проекты имеют в том числе территориальную привязку — например, проблему доступности энергии логично решать на удаленной от центра страны изолированной территории, где такая проблема реально существует. Такой подход позволяет быстрее и эффективнее оценивать результаты и внедрять технологические решения.

подробности

Зачем России нужна новая энергетика объясняет руководитель законодательной рабочей группы Энерджинет Дмитрий Холкин

Есть два соображения, почему для России важно не просто следить за трендами в энергетике, а опережать их. Первое — политика декарбонизации связана с проблематикой изменения климата, а Россия в 2019 году присоединилась к Парижскому соглашению по климату. Тенденция декарбонизации, скорее всего, будет и дальше развиваться, а наша страна, как последовательный участник международных соглашений, будет добросовестно работать в их рамках. Плюс к этому товары с большим углеродным следом будут облагаться углеродным налогом при ввозе в Европу. То есть если, к примеру, сталь будет произведена не на чистом источнике энергии, это автоматически делает ее дороже на экспортных рынках и у российского производителя будет меньше возможностей для конкуренции.


Второй сюжет связан с национальными особенностями нашей энергетики — у нас большая территория, большие расстояния и низкая плотность потребления. Содержать централизованную энергетику в таких условиях дорого, поэтому даже при наличии дешевых топливных ресурсов мы получаем достаточно затратную для конечного потребителя электроэнергию. Большая часть платежа формируется из-за необходимости поддержания большой инфраструктуры и разного типа резервов.


В связи с этим у нас есть следующее утверждение: если использовать новую энергетику, распределенную и децентрализованную, вместе с традиционным подходом, то в итоге мы сможем более эффективно использовать имеющиеся энергетические мощности, меньше инвестировать в строительство централизованной инфраструктуры и, как следствие, сдерживать рост цен. К тому же, для нас очевидно, что если не развивать в России новую энергетику, то мы не сможем разрабатывать экспортно ориентированные высокотехнологичные товары для глобальных рынков.

Как Энерджинет убирает барьеры

Первым пилотным проектом на рынке Энерджинет стал проект «Управление спросом», и на его примере мы расскажем, как работают проекты, какие барьеры приходится устранять для их реализации и как это приводит к реальным изменениям на рынке.

Потребители, которые согласны в определенные часы ограничивать свое потребление, могут на этом зарабатывать. Такая практика развита в Европе, а в США этот рынок составляет уже около 10% от потребляемой мощности. В часы пиковой нагрузки, чаще всего это утро и вечер, задействуется дорогая пиковая генерация и гораздо дешевле ограничить потребление в разумных пределах. Внедрение в России технологий управления спросом на электроэнергию может помочь экономить до 105 млрд рублей ежегодно и сдерживать рост тарифов, но реализовать такую модель долгое время не получалось. Механизм ценозависимого снижения потребления (ЦЗСП) для субъектов оптового рынка в стране запустили еще в 2017 году, но эффект был слабым из-за небольшого количества участников, ограниченного только составом крупных потребителей.

Рабочая группа Энерджинет задалась целью снять барьер и сделать большое количество розничных потребителей, объединенных агрегаторами управления спросом, полноценными участниками рынка. В 2018 году рабочая группа разработала и представила концепцию функционирования агрегаторов управления спросом на розничном рынке электроэнергии. Концепция стала первым продуктом дорожной карты Энерджинет, и после одобрения рабочей группой документ направили в Минэнерго. Уже тогда ожидалось, что концепция станет основой для разработки нормативной базы, необходимой для развития механизмов управления спросом на розничном рынке электроэнергии. Рабочая группа предложила закрепить в законодательстве роль агрегаторов управления спросом, которую смогли бы выполнять независимые компании или поставщики электроэнергии. В документе описали следующую схему: агрегатор по команде оператора рынка организует снижение нагрузки группы потребителей, за что получает оплату как долю от полученного экономического эффекта, а потребитель, в свою очередь, получает от агрегатора оплату за оказанную услугу по снижению потребления.

20 марта 2019 правительство утвердило постановление, которое закрепило правила действия нового механизма управления спросом с участием агрегаторов управления спросом. Определили срок внедрения механизма в пилотном формате — 2019-2020 годы. Решили, что потребителями в рамках пилота станут объекты, которые могут снижать нагрузку без ущерба для работы — промышленные предприятия и коммерческая недвижимость. Торгово-развлекательные центры, офисные центры, склады, контейнерные терминалы, сортировочные центры, ледовые дворцы — такие объекты могут отключать системы вентиляции, кондиционеры и так далее в то время, когда в их работе нет необходимости.

Сам пилотный проект стартовал в июне 2019 года. Отбором компаний, которые претендовали на роль агрегаторов управления спросом, занимался системный оператор Единой энергетической системы. К началу 2020 года он провел три отбора: в третьем квартале 2019 года услуги ценозависимого потребления оказывали 20 агрегаторов, в четвертом квартале — 19 агрегаторов, а на первый квартал 2020 года оператор отобрал 47 компаний.

справка

Направления для реализации пилотных проектов рынка Энерджинет

Активные энергетические комплексы

Агрегаторы управления спросом

Энергоснабжение изолированных и удаленных территорий

Применение систем накопления электроэнергии

Цифровые распределительные электрические сети

Пользовательские энергетические сервисы

подробности

Как пилотный проект изменил рынок объясняет руководитель законодательной рабочей группы Энерджинет Дмитрий Холкин

В результате реализации пилотного проекта управления спросом появилось несколько десятков бизнес-компаний, выступающих на новом рынке в роли агрегаторов управления спросом. Эти компании формируют свои бизнес-модели, учитывая то, что в среднесрочной перспективе объем данного рынка может составить 30-50 млрд руб. Для успешной работы на новом рынке в условиях конкурентного окружения компаниям потребуется активно использовать новые технологии: цифровые трансакционные платформы, современные системы измерения, решения на основе «больших данных», искусственного интеллекта, интернета вещей и систем беспроводной связи. Сообщество компаний Энерджинет готовит свои технологические предложения для агрегаторов, проводит тестовые испытания и опытную апробацию.

Таким образом, эксперимент позволил в пилотном режиме отработать механизм создания агрегаторов и их работы. Итоги проекта «Управление спросом» будут подведены к концу 2020 года, и тогда же будет принято решение о нормативно-правовых условиях, которые обеспечат масштабирование новой бизнес-практики в России. Ожидается, что благодаря ей розничные потребители, предоставляющие услуги по управлению спросом, смогут сократить общие расходы на электроснабжение на 20%.

Что будет дальше

Запуск новых комплексных пилотных проектов, изменение регуляторной среды, поддержка компаний, которые предлагают технологические решения для рынка Энерджинет — все это призвано помочь в построении новой, «умной» энергетической системы в России. Энерджинет стал первой официально утвержденной долгосрочной программой развития технологий, стандартов и сообществ в сфере построения электроэнергетики нового технологического уклада, поэтому опыт рабочей группы важен для формирования и развития других стратегических инициатив в электроэнергетике.

У дорожной карты Энерджинет есть целевые показатели. Согласно им, к 2035 году выручка российских компаний, работающих в сфере «интеллектуальной» энергетики, на мировом рынке (с приоритетом стран БРИКС и развивающихся стран) должна вырасти до $40 млрд год. Их доля в ключевых сегментах при этом должна составить 3–12%. Весь рынок Энерджинет в БРИКС и развивающихся странах, по прогнозам рабочей группы, к 2035 году может достигнуть $746 млрд. И одна из задач НТИ — сделать так, чтобы именно российские компании смогли выйти на этот рынок, предложить конкурентоспособные продукты и сервисы и занять там существенную долю.

Важно отметить, что в основе дорожной карты рынка лежит концепция «Интернета энергии» (Internet of Energy) — инновационного подхода по созданию экосистем производителей и потребителей энергии, которые беспрепятственно интегрируются в общую инфраструктуру и обмениваются энергией. В 2019 году была преодолена важная веха дорожной карты — была разработана референтная архитектура систем Интернета энергии (IDEA — Internet of Distributed Energy Architecture). Эта разработка была с интересом встречена российскими и зарубежными специалистами, на её основе подготовлены проекты двух предварительных национальных стандартов. Теперь комплексные технические решения компаний сообщества Энерджинет смогут строиться на общей системе требований, архитектурных решений, протоколов взаимодействия.

По оценкам экспертов рабочей группы, решения Энерджинет можно отнести к трем крупным рыночным сегментам:

Надежные и гибкие распределительные сети

Комплекс решений, обеспечивающих эффективную и надежную работу распределительной сети, открытой и адаптивной к новым объектам и участникам рынка.

Интеллектуальная распределенная энергетика

Интеграция в энергетическую систему распределенной генерации, накопителей и микросетей. А также создание виртуальных электрических станций для решения проблем перегрузок сети.

Потребительские сервисы

Новые виды энергетических сервисов, которые заменят традиционные субъекты энергетического рынка на сетевые программные приложения для конечных потребителей.

Новая архитектура — децентрализованная, гибкая, более совершенная с точки зрения реализации новых бизнес-моделей и более дружелюбная к конечному потребителю. Именно «Интернет энергии» не только сделает энергию дешевле, доступнее, надежнее, но и станет драйвером развития интернета вещей, других коммунальных инфраструктур, «умных» городов.

Поделиться