О технологиях

О технологиях

Современные беспилотники — это дата-центры на колесах с большим количеством мощных вычислителей. Наш беспилотный автомобиль StarLine оснащен набором датчиков и несколькими вычислителями. Причем сейчас в машине установлен только один специализированный вычислитель. Именно этот автомобильный компьютер отвечает за мониторинг всех остальных узлов и за поведение автомобиля в случае отказа этих узлов. Остальные вычислители — компьютеры с мощными видеокартами.

Мы используем обычные компьютеры, а не специализированные. Это проще и дешевле. А еще значительно ускоряет разработку: использование обычных компьютеров позволяет нам делать больше тестов — быстро и недорого.

В проект уже инвестировали десятки миллионов рублей, два из которых — стоимость автомобиля. Самые дорогие компоненты — это датчики.

Мы подбираем датчики с разными физическими принципами. Это обеспечивает их устойчивую работу в разных погодных условиях — в дождь, снег, туман. У каждого датчика есть свои сильные и слабые стороны. Поэтому мы применяем подход Sensor Fusion — использование сильных сторон одного датчика для компенсации недостатков другого.

Некоторые трудности в работе создают особенности уличного освещения. Динамический диапазон современных видеокамер всё еще далек от способностей человеческого глаза. Для решения этой задачи мы используем всё то же комплексирование данных, например, с нескольких видеокамер с разными параметрами экспокоррекции. С отражающими поверхностями, такими как лужи, нам удается успешно бороться, используя соответствующие программные фильтры.

Современные беспилотники — это дата-центры на колесах с большим количеством мощных вычислителей.

О конкурсе «Зимний город»

В конце 2019 года наша команда показала очень хороший результат в технологическом конкурсе Up Great «Зимний город». Необходимо было в условиях плотной городской застройки и русской зимы, соблюдая ПДД, проехать по дороге со скоростью и уровнем безопасности обычного водителя. Всего на конкурс поступило более 30 заявок со всей России, а в финальном масс-старте участвовали пять команд. Наш автомобиль смог преодолеть сложнейший городской маршрут длиной 50 км за 4 часа. И это с учетом начисленных штрафных минут за нарушение правил дорожного движения.

Участие в подобных конкурсах ускоряет развитие технологий. В первую очередь, это мотивационный фактор для инженеров и программистов, потому что появляется соревновательный момент. Нашим главным конкурентом был именно технологический барьер, а не другие команды. Они как раз стали партнерами, с которыми мы познакомились и продолжаем сотрудничать.

Нам удалось создать профессиональное сообщество. И это, конечно, большая заслуга конкурса: он объединил разработчиков.

Мы за объединение усилий. Например, 12 марта мы провели в Санкт-Петербурге конференцию, на которой собрали ведущих российских разработчиков беспилотного транспорта и экспертов автомобильной отрасли. Главной темой встречи стало исследование подходов к созданию цифровой модели дорог и V2X-технологий. Мы с коллегами постарались сформулировать, как должен выглядеть единый стандарт цифровой модели дорог, чтобы его можно было применить к любому российскому беспилотному автомобилю.

Датчики работают в разных погодных условиях — в дождь, снег, туман.

О необходимой инфраструктуре

По мнению аналитиков PwC, полностью беспилотная транспортная инфраструктура, в которой не будет места водителю-человеку, появится в крупных городах к 2040 году. Но мы предполагаем, что это произойдет гораздо раньше.

Пока беспилотники существуют как единичные экземпляры, они могут обходиться без инфраструктуры. Но чем ближе мы подходим к их массовому внедрению, тем большее значение она приобретает.

В первую очередь подобную инфраструктуру будут внедрять для внутризаводских логистических задач и карьерных перевозок. Если говорить о дорогах общего пользования, то и здесь работа уже ведется.

Сейчас важно разработать единые требования к цифровым картам для беспилотного транспорта. Карты должны быть высокоточными. Информация о дорожной обстановке требует постоянного обновления, чтобы автономный транспорт получал самые свежие данные о пробках, дорожных работах и другие сведения.

Уже существуют проекты по внедрению беспилотного транспорта на внутризаводских территориях. Наша компания участвует в подобных проектах. В первую очередь речь идет о грузо- и пассажироперевозках на закрытых территориях. Такое применение беспилотных технологий StarLine как коммерческого продукта готово и уже выходит на рынок.

К 2025 году рынок беспилотных транспортных средств вырастет*

$1,3 млрд

$84 млрд

К 2025 году рынок беспилотных транспортных средств вырастет с $1,3 млрд до $84 млрд. Продажи автономных автомобилей в абсолютных значениях достигнут 36 млн штук. А продажи машин, оснащенных системами автономного вождения, превысят 40% мирового рынка новых легковых автомобилей. Развитию беспилотников будут способствовать активное внедрение автономных такси и увеличение использования бизнес-моделей мобильности в транспортной системе крупных мегаполисов.

О будущем StarLine

Мы можем сделать беспилотным практически любой автомобиль. Обычно для экспериментов с беспилотными автомобилями берут Prius за счет его особенностей — удобно расположена шина управления. Но Prius не поставляется официально в Россию. И те, кто используют эти автомобили, привозят их из-за рубежа: часто это б/у-автомобили с разными проблемами. Для разработки мы выбрали популярный среди российских автовладельцев автомобиль, который устроил нас по определенным параметрам. Например, у него есть электроусилитель руля, а это позволяет не устанавливать дополнительные исполнительные механизмы.

Компания готова приступить к тестированию беспилотника на дорогах общего пользования. Мы подготовили автомобиль к прохождению сертификации, провели первый осмотр в Центре испытаний ФГУП НАМИ (это ведущая научная организация РФ в области развития автомобилестроения), определили необходимые для автомобиля тесты. Мы к ним готовы, но процесс пришлось отложить по причине пандемии. После его окончания продолжим процесс сертификации. По нашим оценкам это займет 1–2 недели в зависимости от загруженности Центра испытаний. После этого начнем тестирование беспилотника на дорогах Санкт-Петербурга.

*Из отчета о перспективах развития рынка беспилотного автотранспорта, подготовленного РВК совместно с консалтинговой компанией Frost & Sullivan

Поделиться